Александр Макаров-Кротков (mackrotk) wrote,
Александр Макаров-Кротков
mackrotk

Category:

Письмо-комментарий Сергея де Рокамболя к эссе Виктора Коваля "Балаган в Петропавловской крепости"

(Эссе В. Коваля - вот здесь: http://mackrotk.livejournal.com/522823.html)


Здравствуйте, Александр
могу компетентно прокомментировать статью Виктора Коваля “Балаган в Петропавловский крепости / К Дню рождения Санкт-Петербурга”.
У Анны Николаевой был официальный статус - она была главным художником праздника и членом Союза Художников СССР,
у меня официального статуса не было, но весь концепт праздника и всю психотехническую работу сделал я.
---
День рождения Петербурга-Петрограда-Ленинграда впервые за всю историю города праздновался в 1986 году 25 мая с 10.30 до 22.30 в стенах Петропавловской крепости. Виктор Коваль был приглашен Сергеем де Рокамболем перед самым праздником в качестве журналиста – корреспондента журнала “Театр”.
Через праздничную среду (Петропавловскую крепость) 25 мая 1986 года прошло 200 000 человек, и вот что - не было ни одного привода в милицию и ни одного несчастного случая, что произвело ошеломляющее впечатление на представителей тогдашнего МВД… Пьяные конечно же были, но общее состояние массового внимания было очень прозрачным, интенсивным и позитивным. Все кто были на этом празднике, запомнили его, хотя ничего особенного не происходило.
Изначально это действие не предполагалось как городской праздник. Не было ни денег, ни материалов, ни людей. Сначала был маленький фольклерный кружок, для которого Анна Николаева делала некоторые работы – костюмы, вертеп. Предполагалось провести небольшую фольклерную арт-акцию у стен Петропавловки: попеть, поплясать, поиграть, - нечто в стиле Покровского. Довольно быстро Анна Николаева довела идею арт-акции до идеи городского праздника - и идея эта стала наполняться энергией и стремиться к реализации. Да, вот что немаловажно – Анна Николаева имела официальный статус – она была членом Союза Художников СССР, для Ленинграда это было очень важно.
Анна, зная что Сергей де Рокамболь занимается мифами и народными сказками и имеет некоторый опыт работы с массовым вниманием, пригласила его в качестве консультанта-концептолога-системщика
Рокамболь приехал в Ленинград в начале апреля и поселился у Анны Николаевой в мастерской #49. Рокамболем был сделан камертон праздника – “Исчезающая Пирамида” – концепт-проект лазерного действа и эскизы праздничных карнавальных костюмов (343 штуки, объёмная матрица 7х7х7-мозаика “Дракон”), описанных в статье Коваля как “Карнавальная змея”; а сама крепость была прочитана как метаисторический сценарий. Кроме того, Рокамболем была проведена некая “магическая” операция в массовом сознании – было предложено считать слова “праздник”, “упражнения”, “праздный” производными от древнеиндийского слова “праджня” – пра-знание, интуиция. Анна сделала эскизы праздничной среды, которые были реализованы на крепости ровно через год – во время советско-индийского (sic!) праздника.
Особенность настоящего праздника заключалась в том, что Анне и Сергею удалось убедить городские власти решится на небывалое — широко привлечь к ответственному мероприятию неформалов, которые наполнили неофициальную часть этого праздника, удачно дополняя своей стихийностью официальную программу — с Петром Великим, народными песнями и духовыми оркестрами.
Никакого "козла карнавального праздничного" в реале не было - его придумал Рокамболь в качестве психотехнического приема и “отвлекатора” для райкомовских-горкомовских-обкомовских функционеров, зато Анна Николаева познакомилась с зоотехником по имени Надежда Константиновна - и Козёл Карнавальный Праздничный заиграл новыми красками, мягко ассоциируясь с Лениным.
Свободу приходилось отвоевывать буквально по кусочкам, по миллиметрам, проходя страховые, цензурные, автоцензурные барьеры - барьер за барьером – и в группе организаторов, и в командах, приглашенных соучаствовать в празднике.
Сергей де Рокамболь несколько часов беседовал со Славой Полуниным на празднике Слава первый раз вышел в открытое пространство. Со Славой Полуниным на празднике работал Антон Одасинский.
Также пришлось убеждать лидеров разных других арт-группировок: Сергея Курёхина, Митю Шагина, Тимура Новикова - но тут было проще – Анна Николаева с ними со всеми была достаточно хорошо знакома.
Когда праздник уже вовсю “катил” и было ясно, что он состоится, к группе приставили наблюдателя-кэгэбэшника, некоего “Андрея из архивов”. (Кстати, после этого праздника нам сообщили, что все такого типа события взяты под контроль Велиховским институтом проблем управления – был такой - и осенний праздник “Карнавал Птиц” уже конкретно контролировался).
Деньги появились в самый последний момент, буквально за 3 дня до открытия праздника. На эти деньги были куплены 10000 рыболовных колокольчика (колокольчик - символ праджни) и повешены друзьями-альпинистами на большой высокий тополь - Праздничное Дерево. Было разрешено эти колокольчики снимать – в результате все пространство крепости зазвенело. Остальные деньги (около 50000 рублей, еще тогдашних, это было очень много) вернулись в городской бюджет.
Во время праздника 1986 года Рокамболю не удалось построить лабиринт; первый маленький лабиринт у этого тополя был построен Рокамболем осенью 1998 года неофициально, а официально классический лабиринт у тополя был открыт Рокамболем и Николаевой в 2000 году 5 месяца 6 дня, в День Георгия Победоносца и простоял у Праздничного Дерева больше года. А большой стационарный лабиринт из 300 камней сделан нами к трехсотлетию Санкт-Петербурга и открыт в Университете 26 мая 2003 года.
Есть еще много подробностей, почти фантастических, о которых можно было бы написать.
Всего доброго
Сергей
PS
Никогда не думал, что придется так отстаивать авторство - тогда были другие методы - иногда и часто успешность подобной арт-акции зависела от анонимности - примеры - ситуация с изготовлением и раздачей флейт населению 1976-1979 года (эту акцию придумал я а реализовали я, Анна Николаева, Марина Перминова, Ольга Корсунова и затем уже многие другие), с продажей 333 флейт и 33 масок в Вильнюсе на Коэюкасе в марте 1979 года (туда я пригласил много народу, в том числе и Виктора Коваля).
Subscribe

  • (такое вот)

    * * * вместо приветствия они произносили слово сатурация они не помнили что оно значило видимо что-то важное раз им позволили жить 20.06.2021

  • (и вот такое вот)

    * * * что-то подсказывает так говорить нельзя но ведь не говорит же как 22.05.2021

  • (и такое вот)

    * * * да и государевы люди способны приносить пользу скажем колоть орехи 22.05.2021

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments